Home / Про авто / Принцип работы двигателя внутреннего сгорания и его виды

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания и его виды

Принцип работы и виды двигателей внутреннего сгорания

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), или же двигатель внутреннего горения (устаревшее понятие) – сложный механизм, где топливо сгорает и образует рабочее тепло. Соответствующая энергия преобразуется в силу движения и провоцирует возникновение механических условных импульсов, способствующих вращению сначала валов, а затем – колес того или иного транспортного средства. 

Кто изобрел ДВС 

Разобраться в том, кто изобрел двигатель внутреннего сгорания, не так просто: к получению системы, знакомой нам сегодня, человечество шло долго. Вот важные имена, даты и вехи, релевантные заявленной подтеме:

  • Д. Барбер. В 1791 году он изобрел газовую турбину;
  • Р. Стрит. В 1794 году им запатентован двигатель, для работы которого было необходимо жидкое топливо; 
  • Ф. И. де Риваз. В 1807 году он изобрел поршневой двигатель; 
  • Н. Отто. Ему принадлежит заслуга разработки двигателя с искровым зажиганием и сжатием смеси посредством поршней в цилиндрах. Веха пришлась на 1861 год; 
  • О. С. Костович. Им в 80-е годы XIX столетия создан бензиновый двигатель с карбюратором;
  • Др.

Так, видно, что однозначного ответа на вопрос по поводу того, кто придумал ДВС, нет. И все-таки особое место принято отводить заслугам Ф. И. де Риваза, потому как его изобретение во многом напоминает то, что мы знаем о двигателях сегодня. 

Что такое двигатель внутреннего сгорания 

Автомобильный двигатель внутреннего горения, что типично и для соответствующих конструкций в других видах транспорта и техники, предполагает сгорание (сжигание) топлива определенного вида в специальной рабочей камере. В результате возникает рабочее тепло, энергия сгорания преобразуется в работу механического характера. 

Чтобы лучше понять, о чем речь, стоит обратиться к аспектам принципа работы. 

Принцип работы ДВС 

Базовый аспект работы двигателя в машине или ином транспортном средстве, другой единице техники, сводится к сжиганию топлива. Цилиндры и поршни в конструкции наряду с искровым элементом (не всегда) в процессе взаимодействия обеспечивают взрывы, образуется газ, который толкает подвижные части. 

Схема того, как работает двигатель, в условном варианте может быть представлена так:

  1. Цилиндр наполняется топливом.
  2. Происходит сжатие.
  3. Реализуется сгорание – процесс, называемый рабочим ходом.
  4. Расширяющийся газ выпускается, приводит в движение иные элементы. 

Задействуются дополнительные компоненты, которые будут описаны далее, что и приводит к возникновению эффекта в виде движения авто или иного транспорта. 

Так, принцип работы ДВС достаточно прост: все основано на горении топливной смеси и на выделении энергии. 

Виды двигателей внутреннего сгорания 

Виды ДВС многочисленны, поэтому разумно рассмотреть две наиболее распространенные в настоящее время разновидности, хотя и в контексте автомобильного транспорта. Речь о бензиновых и дизельных двигателях. Они отличаются по критериям:

  • Воспламенения топлива;
  • Конструкции;
  • Эксплуатационных характеристик.

Бензиновый

Если топливо – бензин, то вот как устроен двигатель в контексте принципа работы:

  1. Воздух смешивается с бензином в специально предусмотренной работающей камере сгорания. 
  2. Свеча зажигания генерирует искру. Цель – воспламенение.
  3. Происходит мини-взрыв, что заставляет поршень двигаться, а коленчатый вал – вращаться. 

Есть и конструктивные особенности. Так, обязательно наличие свечей, смешивание воздуха с топливом реализовано во впускном коллекторе. 

Бензиновый двигатель дополнительно может быть описан:

  • Меньшей экономичностью; 
  • Большей мощностью;
  • Малым крутящим моментом;
  • Относительной тихостью и меньшим уровень вибрации;
  • Малой степенью восприимчивости к морозам.

Дизельный 

Говоря об устройстве двигателя внутреннего сгорания, работающего на дизеле, стоит отметить в первую очередь конструктивный аспект. Так, соответствующий ДВС предполагает наличие:

  • Свечей накала. Они нагревают топливо в момент впрыска; 
  • Камеры сгорания с механизмом впрыскивания. Предварительное смешивание с воздухом не требуется, потому что в него вводится топливо, самовоспламеняющееся благодаря нагреванию первого до температуры на уровне до 900 градусов Цельсия.

Дополнительные важные аспекты:

  • Сопоставимая эффективность на фоне экономичности; 
  • Повышенный крутящий момент;
  • Высокий уровень шума и вибраций;
  • Восприимчивость к низким (отрицательным) температурам. 

Основные части ДВС 

Базовые сведения о частях двигателя сведены в таблицу. 

Часть Что входит 
КорпусНеподвижные и подвижные элементы: блоки, головки, поршни, пальцы, шатун, коленвал, кольца-компрессоры, клапаны и т. д. 
Механизмы Механизмы: кривошипно-шатунный, газораспределительный 
Системы Системы питания, зажигания, смазки, охлаждения, выпуска, управления мотором и т. д. 

Плюсы и минусы двигателей внутреннего сгорания 

Рассмотренные системы, или же сложные механизмы, обладают следующими преимуществами:

  • Компактность относительно двигателей внешнего сгорания;
  • Управляемая мощность: можно сделать мало-, средне- или высокомощный ДВС;
  • Доступность топлива: заправки расположены практически повсеместно;
  • Высокий ресурс. Современные двигатели могут демонстрировать работоспособность на дистанции до 300–350 тысяч километров.

Есть и минусы. Среди них:

Риск ускоренного износа. Он типичен для ситуации использования некачественных деталей при производстве. 

Вредность для экологии по причине выброса углеводорода, углерода и ряда оксидов; 

Подверженность перегреву. Высокая температура, если ДВС эксплуатируется длительно в рамках одного сеанса запуска, постепенно изнашивает механизм; 

Зависимость от качественных характеристик топлива. Если они страдают, возникает ущерб ДВС;