Принцип работы коробки передач: механика и автомат
Есть ошибочное мнение, что типичная коробка передач – это трансмиссия, но предположение ошибочно: первая – это механизм, образованный преимущественно зубчатыми или альтернативными вращающимися элементами и дополнительными агрегатами, а вторая – более сложная система, включающая, помимо прочего, сцепление, карданный вал и т. д.
Разобраться в особенностях и различиях, типах коробок переключения передач поможет представленный материал.
Что такое коробка передач, для чего она предназначена
Автомат или механика коробки передач (КП) – маркеры, указывающие на принцип функционирования, а вот сам механизм в любой из вероятных ситуаций представлен системой узлов и элементов, которые:
- Входят в состав трансмиссии;
- Предназначены для увеличения частоты вращения и крутящего момента двигателя;
- Образуют агрегат, обычно в корпусном или картерном исполнении, включающий в структуру передачи вращательного движения.
Данный механизм применяется преимущественно в автомобильной промышленности, но распространено использование КП в качестве элемента трансмиссии колесной и гусеничной техники специального назначения.
Если просто, то вот для чего нужна коробка передач: для преобразования крутящего момента в энергию движения. Именно благодаря КП автомобиль получает условный стимул от мотора и начинает ехать с определенной скоростью.
Типы коробок передач
Есть различные типы коробок передач: ступенчатые, фрикционные, гидромеханические, механические и др. Чтобы не вносить путаницу в и без того сложную тему, разумно и целесообразно представить обобщенную классификацию, встречающуюся чаще остальных.
Сведения о вариантах и их особенностях кратко представлены в таблице.
Тип КП | Базовые особенности |
Механическая коробка передач | Привод переключения состоит из механических устройств. От водителя требуется выполнение функции переключателя ступеней, вероятно ручное или ножное исполнение привода. Основа – зубчатые передачи |
Автоматика (далее описаны ее отдельные вариации) | Принцип работы коробки передач в автоматическом исполнении сводится к тому, что упор поставлен на самостоятельное переключение с одного передаточного отношения на другое, то есть без участия водителя, а если корректно, то с минимальным. Зубчатые элементы могут быть заменены планетарными или фрикционными |
Полуавтомат | Особенность – сочетание механики и автоматики: это необходимо, чтобы упростить переключение передач. То есть функция водителя сохраняется, а соответствующий узел транспортного средства лишь обеспечивает помощь посредством, скажем, электроники или гидравлики (гидравлического трансформатора) |
Вариатор | Это фрикционная КП. Особенность сводится к тому, что крутящий момент преобразуется благодаря соответствующим элементам, то есть вариаторам. Конечное число ступеней не предусмотрено, передаточное отношение меняется в диапазоне преобразования |
Роботизированная КП | Базовая особенность – конструктивное устройство по принципам, типичным для механики, но исполнение и функционирование напоминают автомат |
Так, что такое коробка передач и какие распространенные виды КП бывают, разобрались. Теперь стоит обособленно рассмотреть наиболее популярные варианты: механику и автоматику. В завершение представим сравнительную характеристику.
Механика: особенности устройства и работы
Механическая коробка передач – это КП, где переключение предполагает использование привода соответствующего типа. Управление, что отмечено, выполняется водителем: от него требуется определять выбор с учетом текущих условий движения, скажем, скорости. Обязательный компонент механизма – сцепление, без чего работа КП объективно страдает.
Устройство можно описать посредством указания на следующие аспекты:
- Принцип работы: кинематическое соединение валов комбинациями шестерен с отличающимися передаточными числами;
- Количество валов: два либо три и более;
- Переключение передач: благодаря муфтам включения, вращающимся на ведомом валу и способным двигаться вдоль оси;
- Исключение блокирования: благодаря синхронизаторам – элементам, способствующим уравниванию окружной скорости, типичной для шестерней и муфт.
По тому, как работает коробка передач в механическом исполнении, принято отграничивать ее от автомата.
Автоматическая коробка, как она работает
Автоматическая коробка передач – КП, по устройству и механическим аспектам поддающаяся описанию таким образом: по мере движения автомобиля механизм самостоятельно определяет требуемое передаточное отношение и переходит на него при потребности.
Если брать во внимание аспект ретроспективы, то стоит отметить, что многие коробки переключения передач автоматического типа основаны на планетарных компонентах и гидротрансформаторах. Но с начала XXI века появились обособленные альтернативы, по сути и содержанию близкие – роботы, вариаторы. Именно по причине этого в обиход многих механиков постепенно проникли такие понятия, как планетарный автомат, гидроавтомат и т. д.
Полагать, что участие водителя не требуется, не стоит: использовать рычаг все-таки придется, но не так часто и активно, как в случае с механикой.
Так, как работает автоматическая коробка передач и механическая КП, разобрались, поэтому перейдем к сравнительной характеристике.
Отличия между механикой и автоматом
Для экономии времени читателя сводная сравнительная характеристика представлена в табличном виде.
Аспект | Механика | Автомат |
Задача | Преобразование крутящего момента в движущую силу | То же |
Принципиальное отличие для водителя | Наличие третьей педали | Ее отсутствие |
Плюсы | Надежность, доступность, высокий коэффициент полезного действия, относительно несложный ремонт | Простота управления, комфортный ход, относительно низкая вероятность поломки |
Минусы | Сложное управление, необходимость вовлеченности водителя в процесс, риск поломок при условии некорректной эксплуатации | Дороговизна, в т. ч. ремонта, неудовлетворительная динамика |
Как устроена коробка передач по критерию участия водителя | Требуется постоянное управление рычагом | Участие минимальное |
Разновидности | Исключительно механика | Все КП без сцепления (роботы, вариаторы, полуавтомат и т. п.) |